Первый серийный российский электромобиль

История первого российского электромобиля

Lada Ellada представлена в 2011 году. Стоимость проекта составила 10 млн. евро. После первого представления электромобиля публике, АвтоВАЗ заявил о начале мелкосерийного производства. Было произведено сто единиц.

Но электромобиль Ваз в России продавался плохо. Тогда компания заключила договор о поставке Эллад таксопарку Кисловодска. АвтоВАЗ предложил скидку, но сделка не состоялась из-за отсутствия средств. По итогу было продано 5 электромобилей. Остальные пришлось продавать дилерам по себестоимости, чтобы освободить площадь помещений для хранения от никому не нужного товара.

«Эл Лада» без легенд и мифов

Такое впечатление, что El Lada является для АВТОВАЗа любимым, но трудным ребёнком. В следующий раз общественность услышала о «первом серийном отечественном электромобиле» год спустя, когда на Московском автосалоне было объявлено о производстве «Эл Лады» серией порядка 100 единиц и отправке этих машин в Ставропольский край для работы в такси. Первые электромобили АВТОВАЗ изготовил и отгрузил на Ставрополье в феврале 2013 года.

По условиям контракта между АВТОВАЗом, администрацией Ставрополья и таксопарком в Кисловодске, завод давал на электромобили скидку, а ещё часть стоимости машин должна была компенсировать краевая казна. Поэтому цена электромобиля для ставропольских таксистов составляла, как писалrusautomobile.ru, около 610 000 рублей против розничных 1 250 000 рублей. Однако компенсация из бюджета края осуществлялась лишь постфактум, после выкупа электромобилей у завода, и чтобы забрать с завода остальные электрокары даже с учетом заводской скидки, денег так не нашлось.

Те первые пять электромобилей, попавшие в Кисловодск в феврале 2013 года, к сожалению, так и остались последними. Устав ждать денег, вазовское руководство предпочло освободить склады от «залежалого товара» («Калина», на базе которой сделана El Lada, успела пережить обновление) и в начале января 2014 года решило продать электромобили дилерам практически по себестоимости.

autowp.ru_el_lada_1.jpeg
autowp.ru_el_lada_2.jpeg

Три машины в рамках этой акции попали и на Кавказские Минеральные Воды (далее — КМВ), к своим ранее оказавшимся там пяти «сестрам». Эти три машины должны предоставляться клиентам автосалонов для тест-драйва, но по факту электромобили большую часть времени стоят на товарных площадках, невидимые глазу простых «смертных». Да и зачем тест-драйв, если в продаже такие машины появятся… неизвестно когда?

Пусть «тест-драйвовские» машины по большей части остаются в тени, однако некоторые возможности покататься на них всё же существуют, мы этот вопрос изучили. Ну а пять первых «Эл Лад», попавших в такси, намотали уже по 50 000 — 60 000 километров по Кисловодску и окрестностям. Итак, сейчас на КМВ находятся 8 электромобилей производства АВТОВАЗа, и все они регулярно эксплуатируются.

Это «Эл Лады», которые Волжский автозавод выпустил из-под своего «крыла» в более-менее свободное плаванье. Мы не могли не поинтересоваться, как складывается жизнь этих автомобилей. Реальная жизнь, за пределами пафосных пресс-релизов и красивых мифов об «экологически чистом» транспорте.

Мы побеседовали с Шамилем Касымовым, гендиректором кисловодской автоколонны №1721, который был одним из инициаторов контракта с АВТОВАЗом и под началом которого пять «Эл Лад» эксплуатируются сейчас в такси. А кроме того, с несколькими работниками автосалонов Lada на Ставрополье, которые смогли оценить El Lada в полевых условиях. Отметим, что в интернете можно (хотя и с трудом) отыскать материалы с тегом «тест-драйв El Lada» но сделаны они по результатам коротких тестовых поездок, в то время как наша статья основана на фактах, собранных в процессе длительной эксплуатации.

el_lada_2.jpeg

Процесс создания автомобиля на электротяге не отличался простотой

По прошествии года после первого представления новомодной «электрички», АвтоВАЗ объявил о начале мелкосерийного производства ВАЗ El Lada в количестве 100 единиц. Продажи Эллады шли натужно и ВАЗовцы стали искать выход из сложившейся ситуации и таки нашли. Они подписали договор с таксопарком из Кисловодска. В нём оговаривалось, что предприятие обеспечивало солидный сброс цены на партию электрокаров, при этом некоторая доля расходов ложилась на казну края. И действительно, скидка оказалась весьма солидной: рыночная цена электрокара доходила до 1,25 млн. руб., а вот таксистам аппарат доставался всего за 610 тыс. руб. — сказка, а не машина!

Но «не долго музыка играла»: управленцы края не выполнили возложенных на них обязательств, не найдя денег на закрытие сделки. В результате таксопарк заполучил в своё распоряжение всего пять экземпляров El Lada, а остатки АвтоВАЗ был вынужден спихнуть чуть ли не по себестоимости дилерам, чтобы освободить складские площади от застоявшегося и не востребованного товара. До этого, 40 автомобилей были переданы дилерам Южного и Центрального федеральных округов в качестве тестовых, для анализа спроса. Нужно сказать, что первая проданная таксистам «пятёрка» электроавто эксплуатировалась на регулярной основе: к 2015 году, таксисты накрутили на них по 50-70 тыс. км.

Продажи остатков осуществлялись исключительно юридическим лицам, чтобы производитель мог наблюдать эксплуатацию этих транспортных средств. Также не было права перепродажи. В 2012 году российский электромобиль приобрёл король Иордании, а в 2014, «Элладу» в своё распоряжение заполучил глава «Минпромторга».

LADA Ellada производство и дата выхода

Машину показали в 2011 году в Москве на международном форуме по нанотехнологиям. В следующем году началось серийное производство. Разработка обошлась компании в 10 миллионов евро. В 2013 году основная часть машин была выкуплена в таксопарки Ставрополя, где они служат до сих пор. Отдельные образцы доступны и на вторичных рынках.

В 2018 году заявили о том, что разрабатывающаяся новая версия Эллады получит систему Range Extender, суть которой заключается в повышении дальности хода путём использования дополнительного мини-мотора. Он будет вращать генератор, подзаряжая батарею. Также будет применена технология «термостатирования», обеспечивающая диапазон работы электромобиля от -30ºC до +50ºC. Фото прототипа LADA Ellada с модернизацией представлено ниже.

Что выдаёт в El Lada электромобиль?

И внешне, и в интерьере El Lada – это почти «Калина» первого поколения. «Почти», потому что вместо ручки КПП здесь короткий селектор, вместо тахометра — амперметр, выполняющий роль расходомера, а на штатном месте кнопки кондиционера — кнопка электрического отопителя, который конструктивно повторяет калиновский, но дополнен 4-ваттным нагревательным элементом. На ходу не слышно звука мотора, при этом более явственно проступают врождённые интерьерные скрипы.

Внешний вид и интерьер салона ВАЗ El Lada

Внешне машина выглядит как обыкновенная Лада Калина с несколько устаревшим оформлением кузова универсал. О том, что это всё же электромобиль Lada Ellada, говорят соответствующие надписи на боковых частях кузова и шильдик, расположенный на двери багажника.

Lada Ellada эмблема

Длина авто равняется 4,04 метрам, его ширина составляет 1,7 метра, высота – 1,5 м. Размер колесной базы – 2470 мм.

Отличительной особенностью электрокара является комбинация приборов, показывающая расход энергии, а также спидометр, максимальное значение на котором равняется 160 км/ч.

Приборная панель Лада Эллада

Салон рассчитан на пятерых человек. Используется в нем далеко не самый хороший пластик, о котором в народе говорят «дубовый». Сиденья обшиты недорогой и простоватой тканью. В интерьере преобладают округлые формы, однако стиль оформления не выглядит современным, как бы возвращая в 90-е года прошлого века.

Салон Lada Ellada

На заднем сиденье тесновато: не мешая друг другу, смогут расположиться лишь два человека, третьему же явно будет не хватать свободного пространства по ширине. Передние сиденья оснащены большим количеством регулировок, но при этом продуманность профиля оставляет желать лучшего.

Объем багажника равняется 350 литрам, при складывании задних сидений это значение увеличивается до 650 литров. В багажник производитель положил кабель для зарядного устройства, стандартный набор инструментов и запасное колесо.

Багажник Лада Эллада

Кузов

Начнём с габаритов: Д/Ш/В/Б — 4040/1700/1475/2476 мм. Как уже говорилось выше, автомобиль пятиместный, да и дверей тоже пять. Вместительность багажного отделения — 350 л, однако как это бывает в случае с универсалами, задние сиденья можно сложить и тогда в вашем распоряжении будет 650 л.

Снаряжённая масса составляет 1345 кг, полная — 1620 кг, 240 кг приходится на электрическое оснащение, а конкретно, на аккумуляторные батареи. Если сравнивать El Lada с моделью Калина на базе которой она построена, то первая тяжелее на 120 кг, при этом большая часть переизбытка веса располагается в пределах базы, что безусловно пошло транспортному средству на пользу. Авто более мягко расправляется с неровностями дорожного покрытия, также нельзя не заметить улучшение управляемости при прохождении поворотов.

Багажник

Почему про багажник отдельно? Ведь обычно я писал багажник в отделе про салон? Ребята, ведь это же электромобиль, я то надеялся что там целая куча батарей. Открою и посмотрю что и как! Но ни тут-то было, открываю и что? ДА ничего, обычный «Калиновский» багажник, даже запаска такая же, только лежит шнур зарядки, искал, искал батареи и не нашел.

шнур для зарядки от бытовой сети

  • шнур для зарядки от бытовой сети

вставляется в разъем

  • вставляется в разъемкак то так
  • как то такзапаска - батарей нет
  • запаска — батарей нетобычный багажник
  • обычный багажник

Конструктивные особенности электрокара Лада Эллада

Масса автомобиля увеличилась по сравнению с Калиной. Разница порядка 120 кг. Полностью отечественным авто сделать не вышло.

Электромотор и относящаяся к нему электроника создана швейцарской фирмой «MES», а зарядное устройство от фирмы «БРУСА». Использование российских батарей реализовано не было. ВВБ создана компанией из Китая – Thunder Sky.

Lada Ellada: технические характеристики

Оснащается электромобиль ВАЗ асинхронным электромотором, мощностью 81,6 л. с. Ёмкость аккумуляторов равняется 23 кВт/час: основная их часть находится в моторном отделении, еще часть установлена над задней осью.

До 60 км/ч авто разгоняется за 5 секунд, однако, чтобы развить скорость, равную 100 км/ч, электрокару потребуется 18 секунд. Максимально возможная скорость – 130 км/ч.

Электромобиль Лада Эллада

Торможение осуществляется сначала двигателем, затем уже в дело включаются тормозные механизмы. Система работает не так гладко, как хотелось бы, и переключение между ступенями торможения ощущается, особенно с непривычки.

По сравнению с «Калиной», Ellada тяжелее на 120 кг, при этом большая часть дополнительного веса находится в пределах колесной базы, что пошло машине только на пользу: автомобиль более мягко преодолевает неровности дороги, улучшилась и управляемость при прохождении поворотов.

Лада Эллада на проселочной дороге

В стандартной комплектации электрический автомобиль оборудован усилителем руля, электростеклоподъемниками, двумя подушками безопасности, подогреваемыми передними креслами, системой ABS, дисками 14 дюймов, зеркалами с электроприводом, а также некоторыми другими опциями.

Базовая комплектация и цены электромобиля

Цена и комплектация «Лады Эллада» – главные составляющие успеха данного электромобиля. Стандартная комплектация транспортного средства предусматривает:

  • усилитель руля;
  • две подушки безопасности;
  • три подголовника на заднем сидении;
  • четыре стеклоподъемника;
  • подогрев передних кресел;
  • противотуманные фары;
  • АВS;
  • литые диски диаметром 14 дюймов;
  • встроенные приборы навигационной системы;
  • электропривод и обогрев боковых зеркал;
  • аудиосистема;
  • датчики парковки, снега и дождя.

Привлекательность «Лады Эллада» объясняется ее демократичной ценой – новый автомобиль можно купить за 1 000 000 рублей, и цена имеет постоянную тенденцию к снижению.

Евразийский набор агрегатов

EL LADA почти полностью собрана на электрических агрегатах сторонних фирм. Асинхронный двигатель здесь из Швейцарии, от фирмы MES-DEA. Он рассчитан на питание трёхфазным переменным током и выдаёт 30 кВт (по другим данным — 40 кВт) долговременной мощности и до 60 кВт — пиковой. Весит мотор 80 кг. Ещё 9 кг приходится на систему управления. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения (обычный антифриз) с «калиновским» радиатором и дополнительным электронасосом.

Тяговая АКБ на 100 А.ч набрана из восьмидесяти компактных батарей китайской фирмы Thunder Sky. Это литий-железо-фосфатные источники, в первом приближении их можно считать разновидностью литий-ионных. Такого типа аккумуляторы в последнее время набирают в электромобилестроении всё большую популярность: если помните, Электро Газель, показанная в 2009 году, тоже была построена на литий-железо-фосфате.

Суммарное напряжение всех «банок» — 256 Вольт при массе 250 кг. По словам одного из создателей Эллады, Владимира Палчевского,


Владимир Палчевский

каждый элемент не только меняется обособленно, но и управляется отдельным контроллером и бортовая система диагностики в каждый момент времени знает его состояние. Это нужно не только для контроля заряда, но и для вычисления остатка хода: если «банки» начинают разряжаться неравномерно, то борткомпьютер выдаст прогноз по худшему значению. Теоретически можно определять по каждому элементу и остаточный ресурс, как это сделано в Nissan Leaf, но пользователю такая информация недоступна. Во всяком случае, в меню борткомпьютера я такой опции не нашёл. Ещё нужно отметить, что частично управляющая электроника интегрирована в шину CАN.

Говоря про аккумуляторы, можно вспомнить, что на самой первой Элладе, которую показали на выставке Rusnanotech-2011, красовались логотипы Роснано и Лиотеха.


Фото из Интернета

По кулуарному признанию ВАЗовцев, речь тогда шла не о производстве аккумуляторов в Новосибирске, а о взаимной компенсации: Лиотех возвращает в Китай некоторое количество крупноформатных батарей (которые идут на комплектацию электробусов), а китайцы это компенсируют «легковыми» АКБ. Все довольны и, главное, Лиотех получил свою дозу пиара на проекте.

Но это трёхходовая комбинация не срослась, и сейчас Лиотех заявляет (я специально сделал запрос), что с ВАЗом у него никаких совместных проектов нет.

Ещё из оригинального — новый двухступенчатый редуктор между валом двигателя и приводами колёс. Это обычные цилиндрические шестерни с косозубой нарезкой, заключённые в алюминиевый картер (его отливают прямо на ВАЗе). Дифференциал стандартный, от базовой модели.

Вся привнесённая электротехника делает Элладу тяжелее бензиновой Калины на 120 кг. Разумеется, с учётом того, что демонтируются ДВС, коробка передач, выпускная система и топливный бак. Только не спрашивайте, насколько электро-Калина с заряженными батареями тяжелее разряженной. Я не знаю :-)

Стартерный свинцово-кислотный аккумулятор в Элладе оставили, его энергия используется для запуска и включения системы, а так же для питания дополнительных потребителей типа головного света или «аварийки» в случае полного разряда тяговой батареи.

Вообще, дополнительных потребителей в этой машине много — размораживатель стёкол (включая лобовое), подогрев передних сидений, электростеклоподъёмники, музыка…

Но самое главное — электроотопитель, он «съедает» самую значительную часть электричества. Конструктивно отопитель повторяет «калиновский», только жидкость нагревается не двигателем, а отдельным 4-киловаттным нагревательным элементом. Будучи включённым постоянно, он сокращает пробег Эллады до 90 км против заявленных 140. А со всеми нагревателями машина сможет проехать не более 70 км. Опять же — по утверждению разработчиков. Но при температуре минус 10 градусов, что важно — ведь ёмкость АКБ на холоде падает. И ещё из официальных данных: разгон до 100 км/ч — 18 секунд, максимальная скорость — 130 км/ч. Забегая вперёд, скажу, что это очень осторожные заявления, на практике они перекрываются.

Силовой агрегат и аккумуляторные батареи

«Эллада» оборудована асинхронным электрическим силовым агрегатом выдающим 81,6 лошадиных сил. Емкость накопителей — 23 кВт/ч, а основная их часть дислоцируется в подкапотном пространстве, остальные же смонтированы над задней осью.

На зарядку всего этого комплекта уходит 8-10 ч — это если запитываться от бытовой розетки 50 Hz, 220 V. Если подвергать АКБ зарядке каждый день, то проработают они примерно 8 лет, за которые авто сможет намотать 500 тыс. км. В распоряжении электрического ВАЗа имеется система рекуперативного торможения, что безусловно прибавит к запасу хода несколько, иногда критически важных километров.

Батарея и запас хода LADA Ellada

На Ладу устанавливается аккумулятор типа LFP – литий-железо-фосфатный. Тяговая АКБ состоит из 80 компактных батарей. Их суммарное напряжение 256 Вольт при общей массе 240 кг. Запас энергии составляет 23 кВт*ч. Заявленный срок службы – 3000 циклов заряда/разряда.

Батарея находится под задним сиденьем LADA Ellada
Батарея находится под задним сиденьем LADA Ellada

Официально запас хода LADA Ellada составляет 150 км. Правда, на маршруте Анапа-Ставрополь автомобиль смог проехать 207 км без подзарядки. При температуре от -5ºС дальность хода падает до 100 км. При активации печки или вентиляции он и вовсе может составить 45 км.

Заметка! Запас хода – индивидуальный параметр. Сильно зависит от температуры, состояния комплектующих и стиля вождения.

Динамические характеристики

В отличие от других электрокаров, которые набирают скорость за считанные секунды, владельцам «Эллады» о таких ускорениях можно только мечтать. Разгон до 60 км/ч осуществляется за пять секунд, но для достижения заветной сотни, российскому электрокару потребуется целых 18 секунд. Максимально машина может показать 130 км/ч.

Плюсы Лада Эллада

Электрические Жигули имеют определенные плюсы по сравнению с экземплярами на ДВС. Поэтому, можно сравнивать Элладу с Калиной универсал, ведь это по факту одни и те же автомобили, но только с разными агрегатами.

Плюсы  по сравнению с Калиной:

  • бесшумность работы. Lada едет бесшумно, ведь электромоторы не издают громких звуков или вибраций. Шум от колес и подвески будет как у Калины, зато нет звука и вибрации от работы ДВС.
  • быстрый разгон в городских условиях. Конечно, до сотни электрокар разгоняется за 13 секунд, однако до 60 км/ч Эллада разгоняется за 5 секунд, почти как спорткар.
  • дешевое обслуживание и эксплуатация. Использование электрокаров дешевле чем использование автомобилей с ДВС. Обслуживание же отечественных авто также недорогое, по сравнению с VAG.
  • плавность хода. Lada Ellada мягко идет по неровной дороге, также Ellada хорошо себя показал по серпантину
  • автоматическая коробка передач. Это можно считать минусом, однако для большого города будет удобно.

Электрокары отечественного производства

Развитие рынка отечественного электромобилестроения началось в 2011 году с принятия  закона, регламентирующего движение электрокаров. Тогда развитие предрекали таким разработкам в данной сфере, как Marussia и «ё-мобиль».

Электромобиль Bravo
Но данные проекты надежд не оправдали. То же самое можно сказать и об электромобиле,  произведенном в 2011 году концерном «Лада». Среди отечественных моделей, которые успешно продвигаются или имеют перспективы продвижения, можно отметить следующие:

  • Sona – данный проект находится на стадии разработки, первые экземпляры должны будут выпуститься в текущем году. Разработчики позиционируют его как мощный электромобиль, аналог «Теслы»;
  • Zetta – изготовлены только выставочные экземпляры, серийное производство планируется к запуску в 2022 году;
  • Bravo – легкий, подвижный и удобный автокар, который делает только первые шаги на отечественном рынке. Но несмотря на это его характеристики уже заинтересовали многих потенциальных покупателей.

Лидером по производству электрокаров в России является компания АвтоВАЗ, где выпускают целый ряд данных транспортных средств.

Источники
  • https://isavto.ru/rossijskij-elektromobil-lada-ellada-harakteristiki-otzyvy-vladelczev-foto/
  • https://www.kolesa.ru/article/elektromobil-el-lada-v-realnoj-jekspluatacii-izuchaem-opyt-2015-01-03
  • https://NaToke.ru/articles/162-pervyi-seriinyi-rossiiskii-elektromobil-lada-ellada.html
  • https://avtobond.ru/elektromobili/elektromobili-lada/lada-ellada-tsena-harakteristiki-foto/
  • https://ev-avto.ru/electricheskie/elektromobil-lada-ellada-ot-avtovaz
  • https://kvadrocikly-stels.ru/rossijskie-mashiny/lada-ellada.html
  • https://www.drom.ru/info/test-drive/el-lada-23393.html
  • https://1electrocar.ru/proizvoditeli/lada-ellada.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электромобиль 360°
Adblock
detector