Электромобили появились ещё до машин с ДВС

Первые автомобили с электрическими двигателями

Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания появился позже электромотора. Поэтому первые автомобили оснащались как раз электрическими двигателями. Кроме того, несмотря на то, что еще 100 лет назад мало кто задумывался об экологии, уже прекрасно осознавали, что электричество является более доступным, чистым и продуктивным видом топлива.

Изобретение первых автомобилей на электрической тяге приписывают разным инженерам. Один из них — Томас Дэвенпорт. Он является изобретателем электродвигателя постоянного тока. В 1834 г. его мотор был установлен в самоходную платформу. Правда, она могла двигаться только по электрифицированному треку.

Годом позже в 1835 г. профессор Сибрандус Стрэтинг из Университета Гронингена вместе со своим ассистентом Кристоферомм Беккером разработали электрический автомобиль, который приводился в движение от первичных гальванических элементов. Однако официально изобретение первого электромобиля с одноразовой батареей приписывают Томасу Дэвенпорту и Роберту Дэвидсону. Произошло это в далеком 1842 году.

Первый электрокар с перезаряжаемой батареей, получивший название Flocken Elektrowagen, появился только 46 лет спустя. Однако отправной точкой в истории становления электромобилей стал 1898 год, когда появился автомобиль Jeantaud Duc, который развивал скорость свыше 60 км/ч.

Примерно в то время идеей создания электромобилей загорелись американские изобретатели. Первым из них стал Уильям Моррисон, который создал шестиместный вагон с электроприводом, который мог проезжать 23 километра. Модель была представлена в 1893 году на выставке в Чикаго.

В 1895 году в Америке состоялся первый автопробег. Как вы поняли, его победителем стал электрокар. А уже спустя год в США появился первый автодилер, который занимался продажей исключительно электрических автомобилей.

Первый русский электромобиль

Отечественные электрокары появились гораздо раньше Tesla. Первая модель была сконструирована еще в досоветское время. В 1889 году дворянин Ипполит Владимирович Романов представил двухместную машину на электротяге. Электромоторы и батарея, разработанные самим конструктором, располагались за салоном авто. С помощью цепей они приводили в действие передние колеса, причем за каждое отвечал отдельный двигатель.

Первый российский электромобиль Романова

Характеристики:

  • мощность мотора — 6 л. с. (4,4 кВт);
  • запас хода — 60 км;
  • 9 скоростей от 1,6 до 37 км/ч;
  • рекуперативное торможение.

Место водителя располагалось сзади открытого пассажирского салона. Облегченные аккумуляторы позволили достичь 720 кг веса электромобиля. Для сравнения — сходный по характеристикам «Жанто» из Франции весил 1440 кг.

Романов также создал электромобили с большей вместимостью: модель на четыре места и омнибус (10 и 17 человек).

Омнибус Романова электромобиль дореволюционной России

К сожалению, планы по электрификации транспорта в предреволюционной России так и не были реализованы.

История электротранспорта в СССР

электромобиль из СССР «НАМИ-750»

В Советском Союзе история «екарсов» началась с 1947 года. Тогда появились первые почтовые фургоны «НАМИ-750» и «НАМИ-751». Их запас хода насчитывал 65–80 км. Далее коммерческие модели появлялись с завидной регулярностью.

  • В 1959 году в Ульяновске разработали «УАЗ-450ЭМ», который мог проехать на одном заряде 70 км. Его использовали для обслуживания аэропортов.
  • В 1975 году появился электрический «ВАЗ-2801», способный проехать без пополнения заряда 130 км на скорости 87 км/ч. Всего было выпущено 47 экземпляров.
  • В 1977 году представлена модель «УАЗ-451МИ» с грузоподъемностью 500 кг и пробегом 80 км без подзарядки.

Электромобиль «УАЗ-451МИ» СССР

  • Следующей моделью стал «УАЗ-3801» с запасом хода 50–75 км и увеличенной до 800 кг грузоподъемностью.

Электромобиль «УАЗ-3801»

  • В 1980 году в Москве выпущен микроавтобус на электротяге РАФ‑2910, предназначенный для перевозки судейской коллегии во время Олимпиады. Авто, сопровождающее спортсменов во время соревнований по ходьбе и марафонскому бегу, должно было быть бесшумным и без вредных выхлопов. Электромотор мощностью 10 кВт (около 14 л. с.) позволял развить скорость до 40–50 км/ч, запас хода составлял 100 км.

Электрический микроавтобус из СССР РАФ‑2910

Позже машина была передана в НИИ источников тока в Ашхабаде — так появился первый русский «солнцемобиль» с солнечными батареями на крыше. Его планировали применять в регионах с обилием солнечного света, но в серийный выпуск машина не попала.

Электромобильный бум 1970-х

О достоинствах электромобилей вспомнили лишь в середине 60-х, когда на Западе развернулось судорожное проектирование экономичных городских машин. В СССР эта эпопея незаметно началась летом 1969-го, когда в Московском автомеханическом институте (МАМИ) совместно с дизайнерами и инженерами Всесоюзного института технической эстетики (ВНИИТЭ) автор этой статьи разработал проект перспективного электромобиля индивидуального пользования.

Все электромобили российского производства: история, обзор, видео
Эскиз двухдверного электромобиля будущего, разработанного в МАМИ и ВНИИТЭ. 1969 год (рисунок Л.Кузьмичёва)Все электромобили российского производства: история, обзор, видео
Схема расположения основных узлов на машине МАМИ-ВНИИТЭ: 1 – блок из шести аккумуляторов и двух электромоторов, 2 – оригинальная передняя подвеска с разнесёнными торсионами

Эта лёгкая, эффектная и быстроходная машина с числом мест 2+2 (для двух взрослых и двух детей) могла бы оснащаться сдвижными дверями и недорогими свинцовыми батареями, выдвигавшимися в разные стороны на салазках. Два поперечных электромотора приводили задние колёса через ременные редукторы. Её скорость оценивалась в 65 км/ч, запас хода – 95 километров. В те времена продолжение этих работ посчитали преждевременным.

Через три года калининградский Всесоюзный НИИ электротранспорта (ВНИИЭТ) представил макетный образец семиместной гибридной машины ЭТ-800 со стеклопластиковым кузовом и 20-сильным бензиновым мотором. Он вращал генератор постоянного тока, который подзаряжал аккумуляторы на ходу, обеспечивая запас хода до 300 километров. Машина могла перевозить 500 килограммов грузов, достигая скорости 80 км/ч. Развития она не имела.
Все электромобили российского производства: история, обзор, видео
Гибрид ЭТ-800 с бензиновым мотором и электрогенератором. 1972 год
Все электромобили российского производства: история, обзор, видео
Компактный городской электрофургон ЭМ-0466 разгонялся до 40 км/ч. 1970 год

В 70-е по Москве разъезжали два скромных фургона ЭМ-0466 из Калининграда с пластиковыми кузовами и «навороченными» агрегатами. На них использовали дорогие серебряно-цинковые батареи, двигатель переменного тока с обмоткой из алюминиевых сплавов и тиристорную систему регулирования тягового усилия, обеспечивавшие запас хода 100 километров.

В первой половине 70-х блеснула надежда на выпуск 100 специальных развозных электромобилей-фургонов с нагрузкой в полтонны. Основными разработчиками являлись московские научно-исследовательские институты автомобильного транспорта НИИАТ и электромеханики ВНИИЭМ, к которым присоединился калининградский ВНИИЭТ. На первом этапе планировался выпуск двух вариантов ЭТ-А923 и ЭМ-А923 с электромоторами мощностью 10 и 15 киловатт, работавшими на постоянном и переменном токе соответственно.
Все электромобили российского производства: история, обзор, видео
Достаточно совершенный фургон А923 с левосторонними органами управления и батареями массой 690 кг

Тяжелые свинцовые батареи находились под полом грузового отсека в двух блоках, которые легко выкатывали на роликах и заменяли новыми. Между ними продольно размещался электромотор с карданом для привода заднего моста от «Волги» ГАЗ-24. При участии известного конструктора и дизайнера Юрия Долматовского был создан лёгкий каркасный кузов с внешними алюминиевыми панелями и розеткой, левым или правым расположением руля, боковыми сдвижными дверями и задним трапом.

Первые семь машин, которые в 1971-1974 годах собрал опытный завод НИИАТ в Орле, оказались слишком тяжёлыми: весили 2,2 тонны, имели запас хода 80 километров при часовой заправке и развивали скорость 60 км/ч.

Тем временем Апшеронский завод Минавтотранса РСФСР изготовил партию из 10 облегченных и упрощенных фургонов А925.01. С 1975-го восемь из них эксплуатировались в Подольске в составе автоколонны № 1127 Главмособлавтотранса. В отличие от предшественников они снабжались тиристорным блоком управления и 21-киловаттным мотором постоянного тока, имели массу около двух тонн, те же 80 километров запаса хода и достигали скорости 70 км/ч.

Все электромобили российского производства: история, обзор, видео
Доработанные электромобили НИИАТ А925.01 на испытаниях в подмосковном регионе близ Подольска. 1975 год

На откровенно плохих дорогах при полном отсутствии зарядных станций электромобили специальной конструкции оказались беспомощными.

Все электромобили российского производства: история, обзор, видео
Электромобиль НАМИ-0189Э – последняя научная разработка автоматического выбора мощности электродвигателя. 1976 годВсе электромобили российского производства: история, обзор, видео
Ереванский электромобиль ЕрАЗ-3731 грузоподъёмностью 350 кг с железоникелевыми батареями. Фото 1977 года

Электрокары калининградские и липецкие

Калининградский завод «Автотор» планирует уже в следующем году выпустить порядка 200 электромобилей для сертификации своей первой собственной разработки и затем приступить к серийному производству с перспективной мощностью до 5000 электрокаров в год. Впрочем, планы явно сделаны на вырост: пока даже с учетом возрастающего интереса к такой технике в России продается лишь 700 электромобилей в год.

Поскольку «Автотор» изначально занимался сборкой иностранных моделей и в числе его основных партнеров были корейские компании Hyundai и KIA, их наработки планируется использовать для создания шасси автомобиля, но силовой агрегат и батарею — разработать самостоятельно. Стоимость электромобиля анонсируется на уровне 1,5 миллиона рублей, что говорит в пользу машины среднего класса (В или С).

Другой проект анонсировал заместитель главы Минпромторга Александр Морозов: собирать электрокары планирует липецкая компания «Моторинвест», которая с 2016 года занималась сборкой кроссоверов Changan, но в 2019 году разошлась с китайским производителем, а в начале 2021-го и вовсе оказалась на грани банкротства. В Минпромторге называют липецкий проект как наиболее «спелый», но пока публике не представлены даже макеты будущего электромобиля, как нет и технических подробностей.

Какие нюансы важно продумать перед покупкой электромобиля

В первую очередь будущий электровладелец должен озаботиться возможностью зарядить аккумулятор. Технически запас хода можно пополнить даже от бытовой розетки на 220 В. На практике это займет минимум 8 часов для моделей с небольшим аккумулятором и не подходит для многоквартирных высоток. Тянуть кабель с хх этажа на улицу проблематично и чревато проблемами с управляющей компанией.

Электропарковки и зарядки

В частном доме можно самостоятельно установить домашнюю зарядку или переоборудовать имеющийся источник питания в трехфазный на 380 В. Для многоквартирных домов вопрос решается через обращение в местные электросети. Они дадут разрешение и помогут установить зарядную станцию на парковке или в районе проживания. На видео ниже владелец Nissan Leaf из Казани рассказывает, как он оборудовал зарядную станцию около гаража:

Не забывайте, что у бюджетных моделей небольшой запас хода (около 150 км). Поэтому маршрут нужно будет строить с учетом заправочных станций. Их можно найти в приложении PlugShare.

В Москве и некоторых городах-миллионниках нет проблем с количеством ЭЗС. Водители столицы и области могут даже бесплатно заряжаться на крупных электрозаправках и специализированных парковках. В регионах с этим сложнее, но инфраструктура развивается и там. Как пример — установки зарядных станций инициативной группой из Перми.

Вложения — почти триллион рублей

Минпромторг надеется стимулировать развитие электромобилей, заключая с производителями так называемые специальные инвестиционные контракты (СПИКи) — особые соглашения, которые подразумевают ряд преференций в обмен на обязательства создать производство с определенными параметрами. Похожим образом работает почти весь легковой автопром России.

По замыслу правительства, такими зарядками должна обрасти вся Россия

Сейчас в России разрабатывается комплексная программа развития электротранспорта, и в ее последней версии объем государственного финансирования составил 804 млрд рублей до 2030 года: деньги направят не только на разработку образцов техники, но также на субсидирование ее покупки и развитие инфраструктуры.

На какие льготы может рассчитывать владелец электромобиля в России

льготы на электромобили в России

С 2022 года вернулась пошлина на ввоз электромобилей — 15 % от таможенной стоимости. А значит, за модели из-за границы, кроме основного пакета сборов, владельцу придется теперь платить и растаможку. К сожалению, это и увеличение суммы утильсбора повлияло на решение некоторых брендов привезти в Россию свои модели официально. Однако покупателей электромобилей все еще ждут приятные бонусы.

По инициативе Минэкономразвития россияне до конца 2023 года смогут купить электромобили со скидкой 25 %. Правда, это касается только тех машин, крупные узлы которых собраны в нашей стране. Пока таких автомобилей нет в продаже, но к 2023 году все может измениться. На подходе — электрическая «Кама-1» производства КамАЗ. А в рамках программы по стимулированию развития электротранспорта в стране заявки на конкурс СПИК 2.0 подали «Моторинвест» и «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». Свои модели разработчики обещают показать уже в 2022 году.

В ряде регионов страны электромобилистам доступна бесплатная зарядка машины. В Москве, Петербурге, Краснодаре и Казани действует закон о бесплатной парковке электромобилей на специально отведенных для этого местах. Владельца топливного авто, занявшего такое место паркинга, наказывают штрафом.

Кроме того, пока владельцы электротранспорта освобождены от уплаты транспортного налога, но надолго ли это — неизвестно. В ноябре 2021 г. Минтранспорта предложило ввести оплату за километры проезда для всех «зеленых» авто. Но эту инициативу не поддерживают в Минэкономразвития, так что, скорее всего, льгота за электромобилистами сохранится.

Российские электрокары

В России было зарегистрировано 6,3 тысячи электромобилей.
В России было зарегистрировано 6,3 тысячи электромобилей.В России было зарегистрировано 6,3 тысячи электромобилей.

Парк электромобилей в нашей стране медленно, но верно, растет. На 1 января 2020г. в России было зарегистрировано 6,3 тысячи машин. Это всего 0,014% от общего автопарка. В основном это инормарки, и лишь один представитель отечественного автопрома – LADA Ellada в количестве 96 штук. Как сейчас обстоят дела с электрическими автомобилями российского производства, и какой электрокар можно купить в салоне? Увы, пока никакой. Разве что на вторичном рынке все ту же Ellada. Но о ней мы поговорим позже.

Но не все так плохо – разработки ведутся

ZETTA City Modul

ZETTA City Modul
City Modul — это небольшой электрокар, который разрабатывается российской инжиниринговой компаний ZETTA. Само название фирмы — это аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset. А новоиспеченный производитель — резидент особой экономической зоны в Тольятти.
Там и собираются производить электрокар, который находится на финальной стадии разработки.
Несмотря на скромные габариты, в City Modul полноценно смогут разместиться четыре человека, включая водителя, а также небольшой багаж. По задумке создателей, этот автомобиль в первую очередь должен использоваться в крупных городах с большим трафиком и пробками. Поэтому запас хода начальной версии не так уж и велик — 200 км. Впрочем, в линейке будут и модификации с более емкой батареей, которая позволит проезжать на одной зарядке порядка 560 км. При этом машина будет выпускаться в переднеприводном или полноприводном исполнениях.
Интересно будут осуществлены и органы управления. Планируется, что у серийной версии вместо обычного руля будет джойстик. Кроме того, управление автомобилем можно будет осуществлять при помощи планшета или приложения в телефоне.
Но больше всего удивляет цена ZETTA. Разработчики обещают, что к началу производства стоимость автомобиля не должна превысить 450-550 тысяч рублей. Впрочем, из-за недостаточного финансирования проекта сроки серийного производства электрокара постоянно откладываются. Теперь оно перенесено на следующий 2021-й год.

Lada Ellada и Lada Vesta EV

Lada Ellada и Lada Vesta EV
Смотреть все фото в галерее Отечественный автогигант экспериментировал с постройкой машин на электротяге еще в советское время. На АвтоВАЗе в свое время был построен электромобиль на базе универсала ВАЗ-2102 и еще несколько других прототипов. Впрочем, и после развала союза работа в этом направлении не прекращалась на ВАЗе даже в сложные 1990-е.
Однако реальные плоды этой работы появились лишь в начале нулевых.
Первым постсоветским электромобилем АвтоВАЗа стала машина, получившая красивое имя Ellada, которая представляла собой переведенный на электротягу универсал Kalina. Автомобиль был оснащен 60-киловаттным (81 л.с.) электромотором, который питал блок литий-железо-фосфатных аккумуляторов. Емкости батареи в 13 кВт-часов хватало на максималку в 130 км/ч и запас хода примерно в 140-150 км. При этом время ее полной зарядки составляло около 8 часов от обычной бытовой сети на 220 В.
Ellada стала первым отечественным электромобилем, поступившим в свободную продажу, но только юридическим лицам и с ограничениями прав на перепродажу.
Поэтому за два года экспериментального производства в пользование различным ведомствам было передано лишь 96 таких автомобилей. ××5 российских электромобилей, которые удивили
Но Ellada стала не единственной электрической «Ладой» в этом тысячелетии. Несколько лет назад на АвтоВАЗе построили полностью электрическую версию своего флагмана, которую назвали Vesta EV. Техническая начинка была схожа с техникой «электрокалины», но получила доработки. Максимальная скорость электрической «Весты» составляла 140 км/ч, а запас хода — около 150 км. Но в отличие от предшественницы, эту машину не стали производить даже мелкосерийно.
Она так и осталась в единственном экземпляре.

КАМАЗ ностальгирует по «Оке»

Наконец, КАМАЗ продвигает собственный вариант электромобиля и тоже очень компактного: «Кама-1» имеет длину 3,4 метра, то есть чуть меньше KIA Picanto. Аккумулятор емкостью 33 кВт⋅ч обеспечит пробег на зарядке до 250 километров: вполне достаточно для городского использования.

«Кама-1» станет наследницей малолитражки «Ока», которую тоже выпускал КАМАЗ

Четырехместный электромобильчик будет использоваться в том числе для каршеринга, где как таковой пробег не имеет решающего значения: большинство клиентов ездит на короткие дистанции. Интересно, что «Кама-1» получилась довольно тяжелой (1300 кг), но за счет электродвигателя мощностью 80 кВт (109 л. с.) создатели оценивают разгон до 100 км/ч за 6,7 секунды: результат значительно лучше среднего. И, главное, «Кама-1» уже имеет рабочий прототип, который доступен для журналистских тестов.

Проект впервые представили ровно год назад. Разработка ведется на грант Минобрнауки (150 миллионов рублей) силами Санкт-Петербургского политеха и на средства самого КАМАЗа, но до окончательного утверждения еще далеко, например неизвестно место будущего завода и срок запуска заявлен не ранее 2024 года. Сам КАМАЗ во время презентации «Камы-1» подчеркивал, что приоритетом для него остается грузовая и коммерческая техника. При этом у завода есть опыт электрификации: весной этого года КАМАЗ наладил производство электрических автобусов в Москве.

Кама-1

В конце 2020 года концепт маленького электрокара под названием «Кама-1» показал КамАЗ. Инженеры разработали машину совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом (СПбПУ). Предсерийный образец длиной около 3,4 м оснастили литий-ионным аккумулятором емкостью 33 кВт-ч и электродвигателем 80 кВт (109 л.с.).


Фото: ПАО «КАМАЗ»

У машины четыре посадочных места, а заявленное расстояние на одной зарядке-около 250 километров. Разгон до «сотни» занимает 6,7 секунды, а максимальная скорость — 150 км/ч.

MONARCH

Некоторые уже успели прозвать «Монарх» русской «Теслой», а другие лишь похикикать над ней, увидев компьютерные изображения и макет будущего российского электрокара. На сегодняшний день — это еще один новоиспеченный российский производитель электрокаров. Причем в отличие от остальных стартапов, компания планирует выступать в премиальном сегменте.

В конце 2020-го Monarch объявил о завершении разработки одноименного электрокара и готовности к производству нескольких экземпляров для сертификации. Автомобиль, который по своим габаритам близок к представительским седанам, представляет собой крупный лифтбэк. Он будет доступен в двух версиях: S200 и S400. Цифровой индекс обозначает мощность силовой установки в киловаттах, что эквивалентно 272 л.с. и 544 л.с. соответственно. По заверениям разработчиков, электромобиль предложат с комплектами батарей емкостью 60 или 80 кВт-ч, которые в последнем случае обеспечат запас хода в 400 км.

Всего в рамках проекта планируют собрать не больше 30 машин. Но самое интересно, что прием заказов на премиальные российские электромобили был открыт еще в прошлом году. Цена на машину стартовала с отметки 58 тыс. долларов, что составляет примерно 4,5 млн руб. по текущему курсу. Актуальных новостей о проекте нет уже более полугода, неизвестно и о количестве собранных предзаказов.

«Калашников» и его электрический суперкар

Концерн «Калашников», который теперь специализируется не только на производстве оружия, уже не раз показывал свои экспериментальные электромобили. Причем среди эти разработок оборонного предприятия были и электромобили, которые не только выставлялись на стендах, но даже выехали на дороги общего пользования.

Одним из таких стал трехколесный электромобиль Иж UV-4, который также называли «Овум». ОВУМ — это специальный заказ департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, приуроченный к Чемпионату мира по футболу. Летом 2018-го года на мини-электрокары «Калашникова» пересели столичные полицейские, патрулировавшие центр города. Трехколесный электромобиль с мотором мощностью 20 л.с. способен разгоняться до 30-40 км/ч и проехать на одной зарядке до 150 км.

Но одним из самых ярких проектов концерна «Калашников» стал электрокар СV-1, представленный на международном форуме Армия-2018. Инженеры ижевского предприятия свои перспективные наработки в области электрификации транспорта поместили в кузове старого универсала Иж-21252 Комби. В основу концептуального электрокара легло несколько оригинальных наработок концерна.

Главная из них — быстродействующая система модульного управления элементами питания, позволяющая достигать силы тока в 2000 А. Она помогает контролировать сами элементы, а также ускорить процесс зарядки аккумулятора на борту. Сама батарея автомобиля имеет емкость 90 кВт·ч, однако за какое время способна полностью зарядиться при помощи инновационного модуля — неизвестно. Зато известно, что запас хода на одной зарядке составляет 350 км. А еще электрический Иж Комби самими создателями официально именуется суперкаром. Ведь номинальная мощность тягового электромотора на борту составляет 300 л.с., а в пике может достигать аж 680 л.с.


Фото: Концерн «Калашников»

Проект «Моторинвеста»

В конце января 2022 года российские СМИ сообщали о том, что Минпромторг объявил о поступлении сразу двух заявок на организацию производства новых российских электромобилей. При этом одна из компаний, ООО «Моторинвест», планирует производить транспортные средства под собственным брендом. В качестве площадки для серийного выпуска электрокаров предполагается использовать индустриальный парк, расположенный в Липецкой области.
У нас есть индустриальный парк «Рождество». Есть инвестор, который планирует на территории этого частного завода с привлечением сторонних инвесторов начать производить электромобили. Наш проект будет небольшой, частный, гибкий и мобильный, он будет иметь возможность масштабироваться: от крупноузловой сборки до полного цикла производства, в том числе производства «сердца» электромобилей — аккумуляторных батарей Евгения Локтионованачальник управления инвестиций и инноваций Липецкой области

По словам Евгении Локтионовой, старт проекта по выпуску электромобилей планируется в 2022 году, будет создано не менее 250 рабочих мест. Кроме этого, в Ельце Липецкой области расположен завод «Энергия» по производству батарей, с которым по новому проекту возможна кооперация для создания элементов питания к электромобилям.

Как будут выглядеть электрокары от «Моторинвеста», пока неизвестно. Не исключено, что это будут седаны или кроссоверы.

Источники
  • https://Hi-News.ru/technology/kogda-poyavilis-pervye-elektromobili-istoriya-evolyuci.html
  • https://eltroll.ru/vse-elektromobili-rossijskogo-proizvodstva-istoriya-obzor-video.php
  • https://74.ru/text/auto/2021/09/30/70161515/
  • https://e-cars.tech/elektromobili/kak-kupit-elektromobil-v-rossii-v-2022-godu-polnaya-poshagovaya-instruktsiya/
  • https://zen.yandex.ru/media/autostat.ru/10-rossiiskih-elektrokarov-5eec503ce5ad4848ca5dd5b6
  • https://fishki.net/auto/3494180-5-rossijskih-jelektromobilej-kotorye-udivili.html
  • https://www.autonews.ru/news/5fcde8fa9a7947d70f29a6c2
  • https://tass.ru/transport/13593109

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электромобиль 360°
Adblock
detector